Оптимальные температурные условия для своевременного твердения бетонной смеси - 15-20°C. С наступлением холодного сезона процесс гидратации существенно замедляется, а по достижению отметки в 0°C и вовсе прекращается. Происходит это по причине замерзания воды, одного из обязательных компонентов бетона. Вода кристаллизуется и превращается в твердый лед, значительно увеличиваясь при этом в объеме. По наступлению оттепели процесс гидратации возобновляется, но увеличившаяся в объеме вода разрушает бетон изнутри, крайне отрицательно сказываясь при этом на прочности и надежности конструкции.
Замораживать строительство до весны экономически невыгодно для застройщика, а в некоторых регионах, где плюсовая температура и вовсе держится лишь несколько месяцев, это нецелесообразно, потому что не позволит строительной индустрии полноценно развиваться. Поэтому во время проведения строительных работ зимой искусственно создают условия, при которых бетонная смесь своевременно твердеет. Для этого используют два основных метода:
Прогрев и обогрев бетона;
Химические добавки в бетонную смесь.
Как и любой строительный процесс, зимнее бетонирование регламентировано соответствующими нормативными документами. Это СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", в частности п. 7.57 "Возведение каменных конструкций в зимних условиях", а также СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы", а именно п. 6.37 "Особенности обеспечения твердения бетона в зимних условиях". Положения ориентированы именно на обеспечение оптимальных условий для бетонирования в зимний период. Если следовать стандартам документов, конструкция будет прочной и надежной, как того требует проектная документация.
За счет применения технологии прогрева бетона достигается высокая скорость застывания бетона без трещин и дефектов, равномерный обогрев смеси, значительное сокращение сроков строительства. Выбор конкретной технологии зависит от масштаба работ, метеорологических условий, энергозатрат и экономической эффективности.
Основные методы:
Метод термоса (утепление опалубок и использование пароизоляционных материалов);
Прогрев с использованием электродов;
Индукционный прогрев;
Инфракрасный обогрев;
Использование нагревательных проводов.
Главное - создать оптимальную температуру бетонной смеси. Губительна для бетона не только низкая температура, но и повышенная, так как приводит к ускоренному испарению воды.
Пассивный метод, цель которого - не прогрев бетона, а сохранение полученного тепла и уровня температуры. Для этого применяются специальные теплоизоляционные материалы. В качестве защитного слоя применяются фанера, толь, картон, соломит, на которые в дальнейшем укладываются древесные опилки, шлак, стекловата. При работе с двойной опалубкой промежутки между щитами заполняются пенопластом, минеральной ватой или другим утеплителем.
Суть метода состоит в том, чтобы за время остывания бетон смог набрать необходимую прочность. Исходя из всех данных, выбирают подходящий материал и толщину утепления. Но это лишь способ поддержания высокой температуры, для ее создания используют другие методы.
Один из наиболее популярных способов. В разных местах по периметру залитой смеси устанавливаются проводники электрического тока, который выделяет тепло. Схема подключения для каждого случая индивидуальна. Для осуществления этого метода используются различные виды электродов:
Струнные для колонн или свай;
Стержневые для мест стыка конструкций со сложной геометрической формой;
Полосовые для прогрева смеси с разных сторон;
Пластинчатые, образующие электрическое поле при подключении к разным фазам.
В случае, когда предполагается армирование конструкции, запрещено использовать сетевое напряжение более 127В. Это может быть допустимо, только на определенных участках в случае, если такие работы предусмотрены проектом и отвечают требованиям безопасности.
ПНСВ - специальный провод, используемый для прогрева бетонной смеси, представляющий собой стальную жилу, изолированную в полиэтилен или поливинилхлорид (ПВХ). Провода подключаются к трансформатору, который передает по ним тепло, повышая температуру бетонной смеси, в которую они укладываются. Высокая теплопроводность материала обеспечивает быстрое и равномерное распределение тепла.
Для осуществления прогрева энергетиками разрабатывается технологическая карта для каждого проекта, на основе которой рассчитывается необходимое количество трансформаторов и порядок размещения проводов. Провода обязательно предварительно тестируются, чтобы подобрать оптимальную нагрузку по фазам.
Преимущественно используется при создании свай и колонн. Конструкция представляет собой индукционную катушку, подогревающую металлическую арматуру, которая в свою очередь повышает температуру бетонной смеси. Одним из главных достоинств метода является предварительный прогрев арматуры еще до заливки смеси.
Инфракрасные излучатели нашли свое применение при обработке стыков, преимущественно применяются при создании сложных инженерных конструкций. Одно из главных достоинств приборов - крайне низкое энергопотребление. Излучатели направляют на зону, подлежащую обогреву, преобразовывая инфракрасные лучи в тепло.
Еще одно преимущество - возможность воздействовать только на определенный участок конструкции. Тем не менее, способ не очень популярен, так как в случае в толстым слоем бетонной смеси прогрев будет неравномерным.
у нашего менеджера по телефону или через форму запроса
Класс | Марка | Евро- класс |
Подвижность | Прочность | Водо- непрони- цаемость |
Морозо- стойкость |
Жёсткость |
---|---|---|---|---|---|---|---|
В10 | М150 | c8/10 | П2 — П4 | 163 кг/см2 | W2 — W4 | F 50 | Ж1 — Ж4 |
В15 | М200 | с12/15 | П2 — П4 | 196 кг/см2 | W2 — W4 | F 100 | Ж1 — Ж4 |
В20 | М250 | с16/20 | П2 — П4 | 275 кг/см2 | W4 — W6 | F 150 | Ж1 — Ж4 |
В22,5 | М300 | с18/22 | П2 — П4 | 296 кг/см2 | W6 | F 200 | Ж2 — Ж4 |
В25 | М350 | с20/25 | П2 — П4 | 337 кг/см2 | W6 — W8 | F 200 | Ж2 — Ж4 |
В30 | М400 | с25/30 | П3 — П5 | 392 кг/см2 | W10 | F 300 | Ж3 — Ж4 |
В35 | М450 | с30/37 | П3 — П5 | 458 кг/см2 | W10 — W12 | F 200 — F300 | Ж3 — Ж4 |
В40 | М550 | с32/40 | П3 — П5 | 524 кг/см2 | W10 — W16 | F200 — F300 | Ж3 — Ж4 |
В45 | М600 | с35/45 | П4 — П5 | 591 кг/см2 | W12 — W18 | F200 — F400 | Ж3 — Ж4 |